Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Миорского райисполкома

Государственное учреждение образования
"Миорский районный социально-педагогический центр"
Мы рады, что Вы зашли на наш сайт! Здесь Вы  найдёте информацию для педагогов, родителей, детей. Мы расскажем Вам о жизни учреждения, поделимся методическими разработками. Мы рады сотрудничеству в интересах детей! 

О безопасности

 
Обратите внимание
                               Внимание! Опасные игры.

      В социальных сетях появились опасные игры, которые провоцируют суициды среди несовершеннолетних. Например, «Синий кит», «Тихий дом» - это смертельно опасные игры, в финале которых дети совершают самоубийство.
        А началась вся история с группами смерти в декабре 2015 года в России. Суть их в том, что игроки соглашаются принять участие в игре и им предоставляется личный куратор, который диктует правила игры. Кто выполняет роль «ведущих»? Это могут быть как психически нездоровые взрослые, так и подростки с комплексами, которые через смерть других пытаются самоутвердиться.
      По сюжету игры, все пользователи должны быть в конференции в 4:20 и слушать разные звуки, после этого кураторы раздают задания. Например, написать на руке «Синий Кит» (лезвием). Участники игры при регистрации заполняют анкету, в которой указывается номер телефона, адрес, да еще и рассказывают о своих страхах. Каждый участник получает свой номер смерти. Эта игра длится 50 дней, за которые участники выполняют задания (сделать порезы на руках, нарисовать кита, встать ночью и пойти на крышу, залезть на мост, слушать музыку, которую присылают, смотреть ночью страшное видео и др.), а затем должны покончить жизнь самоубийством. В случае отказа, ребенка пугают тем, что убьют родителей. Дети от страха решаются на крайность.
       В прошлом году по интернету и мессенджерам рассылалась инструкция, как ребенку в домашних условиях стать огненной феей из популярного мультсериала. В результате дети эту инструкцию воспринимали как реальное руководство к действию и включали ночью газ на кухне. Согласно криминальным российским сводкам, зафиксированы несколько подобных случаев, об этом рассказывает и мать семилетней девочки на страничке в интернете.
      В игре «Беги или умри» участников направляют перебегать дорогу перед едущим автомобилем.
      Практикуется онлайн «травля»: если какой-то ребенок кому-то не нравится в школе или на улице, против него могут создать группу в интернете, где этого ребенка начинают всячески «травить». В городах Беларуси уже известны такие случаи. На первый взгляд глупые безобидные группы могут подтолкнуть на самоубийство.
      Даже если ребенок из успешной, благополучной семьи - простой интерес никто не отменял, тем более подростковый. Большинство детей в эти группы привлекает загадочная игра, что-то необычное. Дети развиваются очень быстро, особенно в плане каких-то гаджетов и технологий. Поэтому родителям сложно понять, чем они занимаются, на какие темы общаются. Интернет часто подменяет скучную реальность, это способ жить необычно, быть героем, зарабатывать лайки.
                                          Как уберечь детей?
        Родителям стоит быть более внимательным к своим детям и ненавязчиво следить за тем, что они потребляют в интернете. Ребенок не должен чувствовать себя одиноким и брошенным. Он должен искать защиту у родных, а не бродить по Сети в поисках различных групп, которые, как показывает практика, могут быть даже смертельно опасны.
       Чаще всего, что в игру «Синий кит» и ей подобные, ввязываются те дети, которые переживают на данный момент какие-то душевные муки.
         Можно установить на гаджеты приложения по контролю за интернет-трафиком, которое отображает резкий всплеск трафика в любое время суток. Если это происходит ночью, значит, ребенок не спит и «сидит» в интернете. Есть также такие программы как «Кибер-няня» и «Родительский контроль».
         Родителям несовершеннолетних детей стоит проверить, в каких группах в социальных сетях находятся их дети и следует обратить внимание:
Если   ребенок внезапно стал вести себя иначе, стал более замкнутым, не выпускает телефон из рук и очень много «сидит» в интернете, в особенности ночью, то следует обсудить происходящее с ребенком.
Ребенок не высыпается, даже если рано ложится спать. Проследите, спит ли ваш ребенок в ранние часы.
Если ребенок рисует китов, бабочек, единорогов.
Состоит в группах, содержащих в названиях следующее: «Киты плывут вверх», «Разбуди меня в 4.20», «f57», «f58», «Тихий дом», «Море китов», «50 дней до моего…» хэчтеги: домкитов, млечный путь, 150звед, ff33,d28, хочувигру.
        Закрыл ВКонтакте доступ к подробной информации. В переписке с друзьями (на личной стене) есть фразы «разбуди меня в 4.20», «я в игре». Опасно, если на «стене» появляются цифры начиная от 50 и меньше.
Переписывается в вайбере (и других мессенджерах) с незнакомыми людьми, которые дают странные распоряжения.

        Если у Вас возникли подозрения, что ребенок состоит в подобной группе, поговорите с ним откровенно, обратитесь за помощью в ГУО "Миорский районный социально-педагогический центр" по адресу: г. Миоры, ул. Коммунистическая, д.8, (2-й этаж).
        Своевременно оказанная помощь ребенку позволит спасти ему жизнь.


Жизнь без насилия!

        Каждый  ребёнок имеет право на жизнь без насилия и жестокости.      Родители - самые близкие для ребёнка люди - в первую очередь ответственны за его безопасность и защиту.
Однако всё чаще основными методами воспитания являются телесные наказания, крики, оскорбления, унижения и запугивания. Жестокое обращение с ребёнком и неудовлетворение его потребностей становятся всё более распространёнными явлениями.
        Что такое жестокое обращение и неудовлетворение жизненных потребностей?
Это любое действие или бездействие взрослого, приводящее к нанесению ребёнку физического или психического  вреда, угрожающее его жизни, здоровью и развитию, а также преступления на сексуальной почве.
Физическое насилие
         Избиение, удары ремнём или другими предметами, таскание за волосы, встряхивание младенца, скручивание уха, выкручивание рук, принуждение стоять на коленях. «Я разбил папину пепельницу, он стукнул меня по голове. На следующий день мама отвела меня в больницу.  Врач сказал, что у  меня сотрясение мозга.» Игорь 11 лет.
        Дети, пострадавшие от физического насилия вырастают замкнутыми и неуверенными в себе, у них формируется склонность к употреблению алкоголя, наркотиков, совершению правонарушений. Зачастую дети, подвергшиеся физическому насилию, став взрослыми, совершают насилие в отношении других людей.
       Сильное встряхивание младенца может привести к умственной отсталости, церебральному параличу, слепоте и даже смерти.
«Невинный»  подзатыльник  может стать причиной сотрясения мозга.
Пощёчины и удары в область уха могут стать причиной частичной или полной потери слуха.
Эмоциональное насилие
       Крики, оскорбления, нецензурная брань, постоянная критика и принижение успехов ребёнка, демонстрация неприязни к ребёнку, запугивания, угрозы бросить ребёнка или выгнать из дома, отказ говорить с ребёнком…     «Папа постоянно кричит на меня, обзывает меня бездарем и тупицей». Дима, 7 лет
У детей, подвергшихся эмоциональному насилию, формируется комплекс неполноценности, отмечаются частые приступы беспокойства, тоски, чувства одиночества, ухудшается успеваемость в школе, состояние здоровья, повышается риск быть подверженным дурному влиянию улицы. Жизнь таких детей часто не складывается из-за ложного осознания собственной никчемности, неумения построить отношения с окружающими, отсутствия веры в себя.
Сексуальное насилие
       Сексуальный контакт, непристойные сексуальные прикосновения, демонстрация половых органов, изнасилование, вовлечение в порнографическую деятельность или проституцию…
У детей, пострадавших от сексуального насилия, развиваются тяжёлые депрессии, часто приводящие к попыткам самоубийства. Впоследствии эти дети нередко начинают заниматься проституцией, у многих из них наблюдаются проблемы в сексуальной жизни.
       Неудовлетворение жизненных потребностей ребёнка
       Непредоставление ребёнку хорошего питания, одежды, жилья, медицинской помощи, воспитания, образования, отсутствие гигиены, оставление ребёнка без присмотра…
Неудовлетворение жизненных потребностей ребёнка приводит к формированию у него эмоциональной холодности и жестокости, серьёзному ухудшению здоровья, вплоть до развития инвалидности, и даже к инвалидности, и даже смерти (в результате несчастного случая).
Дети говорят
"Дорогие мама и папа! Любите меня просто за то, что я есть, и я стану ещё лучше. Когда вы кричите и обзываете меня, мне кажется, что я самый плохой на свете. Тогда рушатся все мои надежды, и я перестаю верить в себя. Когда я надолго остаюсь один, я чувствую себя брошенным и никому не нужным. Не требуйте от меня того, что я ещё не умею. Когда вы говорите: «Ты мне всю жизнь испортил», я чувствую себя виноватым. Но ведь не я отвечаю за проблемы взрослых. Когда вы хотите сделать мне замечание, поговорите со мной наедине. Мне очень больно и обидно, когда вы делаете это в присутствии других. Когда вы сравниваете меня с другими, я считаю, что меня предают. Я у вас единственный и неповторимый. Я имею право быть , какой я есть."
Ребёнок имеет право жить без насилия!
         
       УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

       В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и отрицательный опыт.
      Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.
    Запомните эти простые правила в нашей непростой жизни!
- Выучите с ребёнком номера телефонов служб спасения.
- Выучите с ним ваши рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым вы доверяете.
- Учите его рассказывать вам вечером не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.
- Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализируйте вместе с ним.
- Обсуждайте с ним примеры находчивости и мужества детей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.
- Не иронизируйте, если ребёнок в какой-то ситуации оказался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите ему возможные пути решения возникшей проблемы.
- Если проблемы связаны с тем, что ваш ребёнок слаб физически, запишите его в секцию какой-либо борьбы и интересуйтесь результатами занятий.
- Если взрослые люди из числа ваших знакомых и друзей вызывают у вас опасения в отношении вашего ребёнка, проверьте свои сомнения и не стесняйтесь разорвать с ними отношения.
- Постарайтесь удовлетворить любознательность и любопытство ребёнка, предупреждая его вопросы заранее, а не после того, как он получил информацию из третьих рук.
- Постарайтесь сделать так, чтобы ребёнок с раннего детства усвоил то, что ему разрешается, и то, на что налагается абсолютный запрет.
- Учите ребёнка предполагать последствия своих поступков, сформируйте у него потребность ставить вопрос типа: что будет, если…
- Если ваш ребёнок подвергся сексуальному насилию, не ведите себя так, как будто он совершил ужасное, после чего жизнь невозможна.
- Не обсуждайте при ребенке то, что произошло, тем более с посторонними и чужими людьми.
- Не формируйте у своего ребёнка комплекс вины за случившееся.
- Не позволяйте другим людям выражать вашему ребёнку сочувствие и жалость. Это формирует комплекс «белой вороны».
- Дайте возможность своему ребёнку проговорить с вами самую трудную ситуацию до конца и без остатка. Это поможет ему освободиться от груза вины и ответственности.
- Если в этом есть необходимость, пройдите вместе с ним курс психологической реабилитации.
- Постарайтесь переключить внимание ребенка с пережитой им ситуации на новые занятия и увлечения.
- Ни в коем случае никогда не оставляйте нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья вашего ребёнка.
- Не идите на компромиссы со своей совестью, если это касается чужой жизни, даже если это ваш ребенок. Спустя годы ваш компромисс может обернуться против вас.

                          Четыре заповеди мудрого родителя

Ребенка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нем личность. Не забывайте также о том, что воспитание - процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш по каким-то причинам не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.
1. Не пытайтесь сделать из ребенка самого-самого
.
Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо все знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это неспособны. Наверняка найдется хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!
2. Не сравнивайте вслух ребенка с другими детьми.
Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию
3. Перестаньте шантажировать.
Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот, я старалась, а ты ...», «Я вот лежу, болею, а ты ...», «Я тебя растила, а ты ...». Это, граждане родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. Самая нечестная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная. Знаете, что отвечают на подобные фразы 99% детей? «А я тебя рожать меня не просил!»
4. Избегайте свидетелей
.
Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребенок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твердо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните почему так делать нельзя. Вот тут призвать малыша к стыду вполне уместно.























Уважаемые родители, помните, что во время зимних каникул ответственность за жизнь и  
здоровье  своих детей несете Вы!!! Простые правила помогут Вам сохранить жизнь и  
здоровье Ваших детей и получить от зимы только лишь положительные эмоции.

      При организации и проведении новогодних праздников и других мероприятий необходимо соблюдать следующие  
рекомендации:
запрещается применять свечи и хлопушки;
устраивать фейерверки и другие световые пожароопасные эффекты, которые могут привести к пожару;  
запрещается использование пиротехнических средств (петард, фейерверков);  
запрещается одевать детей в костюмы из легкогорючих материалов;
запрещается оставлять без присмотра детей во время новогодних мероприятий;  
необходимо соблюдать правила дорожного движения;  
не подвергайте свою жизнь и жизнь своего ребёнка опасности, выходя на рыхлый лед на водоемах.
Необходимо запомнить - пиротехника детям не игрушка!
         Не смотря на то, что продавать пиротехническую продукцию законодателем разрешено лицам старше 16 лет,  
петарды и фейерверки зачастую оказываются в руках детей. При неумелом обращении с ними, возникают негативные  
последствия. В новогодние праздники ежегодно имеются пострадавшие с серьезными термическими и механическими  
травмами от фейерверков, и немалое количество среди них - дети. Не разрешайте детям, самостоятельно пользоваться  
пиротехникой, а также играть со спичками и зажигалкам.
Не разрешайте детям длительно находиться на улице в морозную погоду!
         Низкая температура может таить опасность. Наиболее чувствительны к ее действию нос, уши, кисти и стопы,  
особенно пальцы, которые слабее защищены от холода одеждой и находятся в самых неблагоприятных условиях  
кровообращения, как наиболее отдаленные от сердца. В результате длительного действия низкой температуры у детей  
может возникать обморожение.
         Если вы собираете ребенка на улицу, позаботьтесь о его «снаряжении». Следует исключить кожаные перчатки,  
ребенок может не заметить, как обморозит руки, взамен их дайте непромокаемые варежки. Одежда также должна быть  
непромокаемая, чтобы ребенок не простудился и не вспотел.
       Зимние каникулы не представляются без катания со снежных горок. Однако, необходимо помнить, что ледяная или  
снежная горка не только веселая зимняя забава, но и опаснейший аттракцион. Достаточно привести в пример несколько  
историй, чтобы оценить его печальные последствия. Чтобы избежать травм взрослые должны убедиться в безопасности  
горки. Очень внимательно нужно следить за тем, кто и как катается на горках. Следует помнить, что дети должны  
кататься в санкционированных местах, чтобы в случае получения травм можно было найти организатора, который  
обязан отвечать за безопасность посетителей. Если ребенок никогда не катался с горки, то не стоит его сразу же  
затаскивать на ледяную «верхотуру», нужно отдавать себе отчет в том, что он может и не справиться.
Не оставляйте детей одних дома!
       Спички и зажигалки, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, а также лекарства и бытовую химию храните в  
недоступных для детей местах. Не разрешайте своему ребенку самостоятельно пользоваться газовыми и электрическими  
приборами. Обязательно расскажите, что нужно делать в случае возникновения пожара. Напомните детям, что при  
пожаре ни в коем случае нельзя прятаться в укромные места (в шкафы, под кровати), так как это затруднит их поиск и  
спасение.

Выучите с детьми наизусть номер «112» - телефон вызова экстренных служб.

       Не будет лишним напомнить и о соблюдении в Новогодние каникулы правил дорожного движения. В семье данной  
проблеме должно быть уделено должное внимание, поскольку не для кого ни секрет, что практически все дети  
перенимают манеры и поведение своих родителей. И от того, на сколько взрослые будут законопослушны, зависит  
здоровье и жизнь наших детей. Пусть Ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только Вашего  
ребенка, но и других юных участников дорожного движения.

Помните об обязательном использовании детских удерживающих устройств и ремней безопасности при перевозке детей.  
При покупке ребенку верхней одежды, обуви, ранцев, аксессуаров обратите внимание на наличие световозвращающих  
элементов.
Если на ваших глазах, ребенок нарушает правила дорожного движения, объясните ему, к каким опасным последствиям  
могут привести даже самые незначительные нарушения и шалости на дороге.

Помните: безопасность детей - дело рук их родителей!

«КРИЗИСНАЯ» комната - спасение для жертв насилия

         Государственное учреждение «Территориальный центр социального обслуживания населения Миорского  
района» (ТЦСОН) предоставляет услугу временного приюта в «кризисной» комнате.  
       «Кризисная» комната - специально оборудованное помещение, обеспеченное необходимыми видами бытового  
благоустройства и предназначенное для предоставления в случае необходимости лицам, находящимся в кризисном  
состоянии, временного пребывания, в том числе круглосуточно.
  За помощью в оказании временного приюта могут обратиться граждане следующих категорий:  
- лица, пострадавшие от насилия, террористических актов, техногенных катастроф и стихийных бедствий;
-  жертвы торговли людьми;
-  нетрудоспособные граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
       - семьи, воспитывающие детей, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
       Трудная жизненная ситуация - обстоятельство (совокупность обстоятельств), объективно нарушающее  
нормальную жизнедеятельность гражданина, последствия которого он не в состоянии преодолеть за счет  
собственных средств и имеющихся возможностей.
      Комната оборудована необходимой мебелью, бытовыми приборами. При необходимости гражданам оказывается  
гуманитарная, правовая, психологическая и иные виды помощи.
      Пребывание граждан в данной комнате, бытовые и прочие условие их жизнедеятельности основываются на  
принципах самообслуживания.
      В период круглосуточного пребывания в «кризисной» комнате питание граждан осуществляется за счёт средств  
местного бюджета (по решению руководителя).  
      За оказанием услуги временного приюта граждане могут обратиться в ТЦСОН с предоставлением следующих  
документов:  
- документ, удостоверяющий личность;
- документ установленного образца в праве на льготы (удостоверение инвалида, Ветерана Великой Отечественной  
войны и т.п.) для граждан, относящихся к категории пользующихся льготами.
      Без вышеуказанных документов в «кризисную» комнату могут быть помещены граждане по направлению  
управления по труду, занятости и социальной защите Миорского районного исполнительного комитета, отдела  
образования, спорта и туризма Миорского райисполкома, учреждения здравоохранения «Миорская районная  
центральная больница» и отдела внутренних дел Миорского райисполкома и других органов и организаций, а также  
граждане, обратившиеся по собственной инициативе.

      По вопросам размещения в «кризисной» комнате  можно обратиться по адресу:  
г. Миоры, ул. Коммунистическая, 36-2,
либо по телефонам  
3-73-53 (круглосуточное заселение в «кризисную» комнату);
4-29-89 Директор ТЦСОН;  
4-21-44 телефон «Доверие»;
     Общенациональная бесплатная горячая линия для пострадавших от домашнего насилия
     8-801-100-8-801


     УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
       Здоровье ребенка - самое большое счастье для родителей. Но, к сожалению, все больше и больше подростков  
начинают употреблять табак, алкоголь и наркотики (далее - ПАВ - психоактивные вещества).
       Зависимости, как химические (наркомания, алкоголизм, токсикомания, курение), так и их более умные и  
тонкие аналоги - психологические - причиной возникновения имеют душевную пустоту, вакуум жизненных  
ценностей, лень, безделье, отсутствие любви, жизненную неудовлетворенность.
Когда, как и почему дети и подростки интересуются ПАВ (психоактивными веществами)?
        Первичную профилактику необходимо начинать на три года раньше возможного возникновения проблемы  
употребления ПАВ:
- начало употребления табакокурения - с 10 лет, профилактика - с 7 лет;
- возможная наркотизация - с 12 лет, профилактика - с 9 лет.
Когда возникает интерес к наркотикам?
8 - 11 лет. Интересует все, что связано с наркотиками: действие, способ употребления. Незнакомое, запретное вызывает  
любопытство. Активное употребление - чаще связано с токсическими веществами.
11 - 14 лет. Основной возраст начала наркомании. Интерес, возможность употребления легких наркотиков. Появляется  
аддиктивное поведение. Употребляют клей, бензин, таблетки.
14 - 17 лет. Наиболее опасный возраст для начала экспериментирования с ПАВ.
Специалисты выделяют несколько причин аддиктивного поведения или пристрастия к ПАВ:
С целью достижения душевного спокойствия у нерешительных, сомневающихся, мнительных, тревожных подростков.  
Снять напряжение, расслабиться, успокоиться, забыться, уйти от неприглядной или опасной действительности, от  
неразрешенных жизненных проблем.  
        Для изменения эмоционального состояния: тревоги, депрессии, апатии.  
        Для улучшения настроения, «легче разговаривать с людьми».
        Возникает в связи с неудовлетворенными потребностями в общении, любви, доброжелательности. 30% всех  
алкоголиков начинали с привычки принимать «допинг» перед общением. Возникают чувства раскованности,  
безопасности, свободы, впечатление тесного контакта с окружающими. Прибегают - замкнутые, тревожные,  
эмоционально ранимые подростки.
          С  целью подъема жизненных сил, сниженного настроения, бодрости, усиления активности. Неуверенность,  
низкая самооценка сменяются бесстрашием, уверенностью, раскованностью.
         Для получения удовольствия, достижения приятных ощущений психического и физического комфорта.  
Фантастический мир галлюциногенных образов, состояние эйфории. Неумение развлечь себя и получить удовольствия  
иным способом.
         Стремление подражать, не отставать от сверстников, быть принятым группой. Желание подражать лидерам,  
некритически перенимать все, что касается группы, в которую входит подросток.
         Для манипулирования другими подростками, для их эксплуатации.   
         Склонные к истерическим реакциям, желая покрасоваться, эмоционально возбудимые, упрямые подростки.
          Необходимость компенсировать какую-то неполноценность личности, дисгармонию характера. Реагирование на  
жизненные проблемы.
ЗАДУМАЙТЕСЬ:
ухоженный, вовремя накормленный, заботливо одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически  
безнадзорным, поскольку до его настроения, переживаний и интересов никому нет дела;
мы так боимся, чтобы наши дети не наделали ошибок в жизни, что не замечаем, что, по сути дела, не даем им жить. Мы  
попираем и нарушаем их права, данные им от рождения, а потом удивляемся их инфантильности, несамостоятельности,  
тому, что страх жизни преобладает у них над страхом смерти;
ограничиваемый в своей активности ребенок не приобретает собственного жизненного опыта; не убеждается лично в  
том, какие действия разумны, а какие - нет; что можно делать, а чего следует избегать.
        Как при любой болезни, при соблюдении определенных профилактических мер можно уберечь ребенка от  
потребления табака, алкоголя и наркотиков. Конечно, не все представленные ниже способы легко воплощаются, но в  
совокупности они дают реальный положительный результат.
                                       Если ребенок начал курить
         Никому из родителей не хочется, чтобы их ребенок приобщился к табаку. Однако, практически каждый подросток,  
даже из благополучной семьи, хоть раз попробовал сигарету. Мотивы могут быть разными: из любопытства, за  
компанию, чтобы не выглядеть "белой вороной", чтобы почувствовать себя взрослым и крутым, из чувства протеста и  
т.п.
         Вкус первой сигареты, как правило, не нравится и не оставляет желания продолжать. Однако, если подросток  
пробует курить в компании других курящих, то, скорее всего, он не решится озвучить свои неприятные ощущения  
(головокружение, тошнота, неприятный привкус во рту) и не откажется от следующей сигареты. Не получив  
удовольствия от первой пробы табака, подросток в первое время скорее всего будет курить только за компанию.
         Чем чаще он будет это делать, тем быстрее у него разовьется потребность в психостимулирующем действии  
никотина, а вкус сигареты станет привычным. Со временем подросток все чаще будет нуждаться в сигарете, чтобы  
"успокоить нервы", немного взбодриться, притупить чувство голода (в основном это касается девочек, желающих  
похудеть), и вот уже зависимость от никотина становится настолько сильной, что отказаться от курения нет ни сил, ни  
желания.
          Родители, узнав, что их ребенок курит, обычно реагируют крайне резко и необдуманно:
ругают, наказывают, запрещая общение с курящими друзьями, лишая карманных денег и т.д. Такая реакция только  
усугубляет ситуацию, провоцируя в ребенке желание протестовать. Это не означает, что родителям не нужно попытаться  
решить возникшую проблему, просто их решения должны опираться на здравый смысл и уважение к личности ребенка.

НЕСКОЛЬКО РЕКОМЕНДАЦИЙ
В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ:
1. Отказаться от сигарет легче на начальном этапе, поэтому родителям важно не пропустить его. Понаблюдайте за  
ребенком, когда он приходит домой. Если вы замечаете регулярный запах табака от его одежды, значит он, по меньшей  
мере, общается с курящими друзьями, а это уже повод для разговора. Запах табака от рук практически всегда означает,  
что подросток курил.

2. Озвучьте свои чувства в связи с курением ребенка без оскорблений в его адрес ("я расстроен", меня огорчило"), так  
как использование обвиняющих реплик с местоимением "ТЫ" провоцирует защитную реакцию и делает дальнейший  
разговор нерезультативным. Тон беседы должен быть скорее доверительный, а не обвинительный.

3. Ни в коем случае не используйте в качестве аргумента несовершеннолетний возраст ребенка - это стимулирует его  
желание курить, чтобы доказать свою взрослость. Делайте упор на вредное влияние сигарет и развитие зависимости от  
них. Расскажите ребенку о воздействии никотина на конкретные органы (почитайте об этом, если не знаете ничего,  
кроме рака легких).

4. Если для вашего ребенка важно не потерять авторитет у друзей (выглядеть достаточно взрослым), отказавшись от  
сигарет, объясните ему, что умение отстоять свое мнение является более существенным показателем взрослости и силы  
характера, чем употребление сигарет.
5. Всем известно, что болезнь легче предотвратить, чем остановить. Поэтому профилактические разговоры о вреде  
табака следует начинать еще до появления признаков употребления ребенком сигарет (где-то в начальной школе).  
Следует иметь в виду, что даже маленькие дети очень хорошо воспринимают отношение родителей к курению. Если  
родители сами курят дома, не рассказывают ребенку о том, как мешает им эта привычка, восторгаются дорогими  
сигаретами, то ребенок с детства будет воспринимать курение как норму жизни и приобщится к сигаретам еще в школе.

6. Ребенку трудно понять, почему ему вы запрещаете курить, а сами (или ваши знакомые) делаете это, несмотря на вред.  
В этой связи можно рассказать ребенку о своем опыте (или ваших знакомых, если не курите сами). Как не понравился  
вкус первых сигарет, вселяя уверенность, что всегда можно от них отказаться. Как, продолжая покуривать за компанию  
с друзьями, незаметно для себя перестали обходиться без сигарет. Если у вас (ваших знакомых) были попытки бросить,  
то обязательно расскажите о них, сделав акцент на том, насколько это трудно. Итогом этого разговора должно стать  
понимание ребенком того, что взрослые курят не потому, что им это нравится, а потому, что привыкли к употреблению  
никотина и не имеют сил отказаться.

7. Даже если ребенок не пообещал сразу же бросить курить, вы должны дать ему понять, что верите в него и  
поддержите, когда он будет к этому готов.



                  Как уберечь детей от наркотиков?
        Для того, чтобы эффективно противостоять этому злу, нужно отдавать себе отчет в том, что немедицинское  
употребление наркотиков не только опасно для здоровья и жизни, оно противоправно и ведет человека вниз по  
социальной лестнице к преступлениям. Известно, что наркоману для удовлетворения своего пагубного пристрастия  
необходимы деньги и не малые. Где же их взять молодому человеку? Он берет эти деньги у родителей либо добывает  
преступным путем: ворует и совершает другие преступления. Третьего, как говорится, не дано.
Если ребенок вышел из того возраста, когда на многие его вопросы можно было ответить: «Подожди, вот  
подрастешь...», то перед ним открывается дверь во взрослую жизнь, и прежние формы общения с ним уже не годятся.  
Однако шаг из детства во взрослую жизнь связан с преодолением очевидных и скрытых препятствий. Естественно, их  
легче преодолеть, опираясь на поддержку близкого человека.
           Главное - по мере взросления детей не отдаляться от них, интересоваться их проблемами, вникать в их интересы  
и, конечно, внимательно относиться к любому возникающему у них вопросу.
            Родителям следует учитывать, что постепенное взросление детей проходит через два основных этапа.
            На первом этапе - в возрасте 12-15 лет молодые люди начинают обретать прочные связи в своей среде, меньше  
бывают дома и реже обращаются к родителям. Они начинают сталкиваться с реалиями действительности, пытаются  
найти основные жизненные ориентиры.
            На втором - в возрасте 15-18 лет наступают первые признаки взросления. Это период самоутверждения и  
обретения уверенности, но и в этом возрасте молодые люди нуждаются в родителях, в их поддержке, помощи,  
понимании.
Помните, что отношение детей к проблеме наркотиков в немалой степени зависит от ваших с ними взаимоотношений. В  
конечном счете, принимаемое ими решение в отношении наркотиков напрямую связано с характером ваших  
повседневных взаимоотношений и во многом определяется степенью уважением к вам. Даже у маленького ребенка  
бывают свои детские проблемы, а у взрослеющего человека тем более. Постарайтесь понять эти проблемы и помочь в их  
решении.
            Помогите ребенку посмотреть на его проблемы конструктивно. Ведь употребление наркотиков не поможет  
сбежать от них, а только создаст новые трудности.
           Молодые люди нуждаются в том, чтобы им обстоятельно и доходчиво объяснили, что представляют собой  
наркотики в действительности и как они могут повлиять на состояние человеческого организма.
            Многочисленные факты свидетельствуют, что голословные заявления, типа: «Не употребляйте наркотики, иначе  
погибнете!» - неэффективны. Переубедить подростков такими призывами практически невозможно. Что же в таком  
случае можно сделать?
            В разговоре с детьми и подростками взрослый человек должен быть способен честно высказать свое мнение о  
наркотиках и наркомании, выразив свои собственные чувства в отношении этой проблемы. Заметьте, именно чувства, а  
не рассудочные и часто холодные суждения. Эмоциональное отношение к проблеме наркомании оказывает на молодые  
души более эффективное воздействие.
           Быть родителями юного человека, даже если родителями-воспитателями, приёмными родителями -  значит быть  
его справедливыми защитниками, мудрыми советчиками и интересными экскурсоводами по дорогам жизни, которые  
только-только открываются перед ним. Доброжелательность и поддержка семьи помогают воспитать в детях чувство  
собственного достоинства, уверенности в себе и способность отстоять свое мнение. Эти качества необходимы, чтобы  
противостоять давлению употребляющих наркотики сверстников, их стремлению навязать другим свою волю.
          Лучшим иммунитетом к наркотикам является оптимистическая, активная, целеустремленная и конструктивная  
жизненная позиция. Постарайтесь помочь своим детям вы­работать такую позицию.
          Большое значение в воспитании негативного отношения ваших детей к наркотикам имеет точная, подробная  
информация о наркотиках и их воздействии на человека. Постарайтесь, чтобы ваши дети смотрели телевизионные  
передачи, посвященные этой проблеме. Наглядные кадры и живые примеры могут оказать на молодых людей сильное  
эмоциональное воздействие и привести к положительным результатам. Используйте в беседах с детьми на эту тему  
наиболее яркие и впечатляющие факты.
           Начинайте обсуждать тему наркотиков, не дожидаясь первых признаков неблагополучного положения или  
возникновения, такой проблемы, так как может оказаться, что уже слишком поздно.
Родителям следует всегда помнить, что юноши и девушки еще только учатся быть взрослыми. Часто из-за отсутствия  
жизненного опыта и неумения определить главное в том или ином явлении, они принимают за эталон в поведении  
взрослых поверхностные, чисто внешние признаки и пытаются их копировать. Поэтому важно знать, кому стараются  
подражать ваши дети.
А вот еще несколько советов родителям детей младшего возраста
Помните, что вы очень много значите для вашего ребенка. Он замечает все, что вы делаете, как говорите и поступаете.  
Ваш личный пример, своевременное и уместно сказанное слово играют огромную роль.
Помогите вашим детям разобраться в информации о наркотиках и наркомании:  
Подберите соответствующую литературу, ознакомьтесь с доступной информацией и постарайтесь довести ее до  
сознания ребенка в непринужденной беседе, при просмотре телепередач или во время совместного чтения газет,  
журналов, книг.
Всегда старайтесь выслушать ребенка, стимулируйте его стремление задавать вопросы.  
Отвечайте на вопросы заинтересованно, размышляйте вслух, не опасаясь признать своих сомнений и даже непонимания  
тех или иных моментов.  
Учите детей вести диалог, ибо именно он поможет вам поддержать с ними контакт в течение всего периода взросления.
Сделайте ваш дом открытым и радушным для друзей ваших детей.
Участвуйте, когда это возможно, в обсуждении интересующих их вопросов.
Поддерживайте, а по возможности и участвуйте в их увлечениях (спорт, коллекционирование, творчество и т.п.). Это  
укрепит ваш авторитет, позволит поддерживать с детьми доверительные отношения.
Обсуждайте с детьми различные случаи и происшествия, касающиеся наркотиков. Предложите им решить, как бы они  
поступили в той или иной ситуации. Обсудите возможные и наиболее правильные варианты поведения.
Учите детей оценивать каждый свой поступок критически. Это поможет им преодолеть беспечность, которая может  
толкнуть их на поиски легких решений, в том числе с помощью наркотиков.
Не забывайте, что юноши и девушки могут прибегнуть к наркотику в крайне эмоциональном состоянии, например, в  
состоянии расстройства или депрессии. В случаях, когда они находятся в таком состоянии, особенно важно быть  
внимательными к ним, сочувственно отнестись к их трудностям и попытаться отвлечь от неприятных размышлений.
Показывайте свое уважение к мнению детей, их видению мира. Если вы не согласны с ними, пытайтесь объяснить свое  
понимание проблемы ненавязчиво, но аргументировано и твердо. Похвалите, покажите свое удовлетворение и гордость  
за их правильные и хорошие поступки. Не увлекайтесь критикой понапрасну. Пересматривайте свою тактику и характер  
общения с детьми по мере их взросления.
Как бы хороши и многочисленны ни были советы и рекомендации, существует универсальная и самая лучшая защита от  
наркотиков. Эта защита - вера в себя, здравый смысл, собственные суждения, независимый взгляд на жизнь самого  
юноши или девушки. Роль родителей в данном случае заключается в поддержке своих детей на пути к взрослой жизни.  
Будьте внимательны к своим детям. Это поможет вам вовремя обратить внимание на первые признаки беды.
Что необходимо сделать, если вы подозреваете, что ваш ребенок употребляет наркотики?
Если вы обнаружили у вашего ребенка наркотические средства, предположите самое худшее - что он пристрастился к  
наркотикам. Приглядитесь к его поведению. Некоторые поступки могут являться своего рода предупреждением об  
опасности, хотя могут отражать и нормальные возрастные изменения подростка.
Постоянно наблюдайте за поведением своего ребенка. Резкие изменения в его поведении должны насторожить вас.  
Незаметно проверьте, нет ли других объективных признаков употребления наркотиков. Лучше перестраховаться. Это  
поможет вам своевременно заметить беду, когда еще можно поправить положение.
Особенно будьте бдительны в отношении друзей вашего ребенка. Узнайте о них как можно больше. Постарайтесь  
увидеть или познакомиться с их родителями (например, на родительском собрании в школе). В любом случае не  
стесняйтесь говорить с детьми о проблемах, с которыми может столкнуться человек, потребляющий наркотики  
(медицинскими, нравственно-этическими, юридическими и т.п.).
Если вы уверены, что ваш ребенок употребляет наркотики
Скажите ему прямо о вашем беспокойстве и его причинах. Твердо заявите ему, что вы против употребления наркотиков  
и намерены вмещаться в ситуацию.  
Вам необходимо поговорить с ним, однако обвинять его в "неправильном" поведении - не лучшая идея. Если Вы будете  
обвинять ребенка, он начнет защищаться, и при обсуждении аспектов применения психоактивных веществ сможет  
сфокусировать внимание лишь на Вашем гневе. Поэтому говорите с ним спокойно. Сделайте акцент на вредном  
воздействии алкоголя, наркотиков и никотина на развивающийся организм и об опасностях, подстерегающих пьющих,  
курящих или принимающих наркотики. С другой стороны, если Ваш ребенок связывает злоупотребление с другими  
проблемами, следует обсудить с ним, как избежать их в будущем. Признаки употребления алкоголя или наркотиков  
наряду с другими включают сонливость, снижение успеваемости, частые колебания настроения, необоснованное  
использование средств освежения запаха изо рта.
Если Ваш ребенок регулярно пьет или употребляет другие наркотики, это свидетельствует о наличии у него проблем.  
Когда он прекращает принимать их, его потребность в Вашей помощи не исчезает, а увеличивается. Дети могут  
применять психоактивные вещества для облегчения душевного дискомфорта, вызванного различными причинами  
(возможно, связанными и с Вашим поведением), и не исключено, что это - безмолвный призыв о помощи. В такой  
ситуации школьный психолог или другой специалист могут порекомендовать, куда лучше обратиться за помощью.
Если вы не встречаете понимания или сталкиваетесь с негативной реакцией, необходимо прибегнуть к помощи  
специалиста - нарколога.
Не откладывайте решительных действий. Если имеются явные признаки потребления ПАВ ребенком, обращайтесь за  
профессиональной помощью.
8-801-100-18-18 - Республиканская горячая линия по вопросам лечения  
наркомании