Ответы на часто задаваемые вопросы

Как помочь ребенку в выборе профессии?
Важнейшая задача родителей при выборе профессии их ребенком – помочь  ему разобраться в своих  
профессиональных интересах и склонностях, сильных и слабых сторонах своей личности.
Оказывая помощь подростку в выборе профессии, нужно помочь ему избежать типичных ошибок. Знание их оградит  
молодого человека от лишних или неверных шагов, сэкономит время и поможет получить наиболее подходящую для  
него профессию.
Типичные ошибки при выборе профессии:
Выбор профессии «за компанию»
Часто молодой человек или девушка, не знающие своих способностей, просто поступают в то же учебное заведение,  
что и их друзья.
Выбор престижной профессии
Интерес к престижным профессиям есть у большинства выпускников школ, но не у всех есть способности к этим  
профессиям (высокая эрудиция, энергия, коммуникабельность, работоспособность).
Отождествление учебного предмета с профессией
Например, ученица хорошо пишет сочинения и решает, что ее призвание – журналистика. Однако, профессия  
журналиста предполагает частые поездки, умение вникать в разные сферы деятельности и взаимоотношения людей,  
а не только написание статей.
Отождествление профессии с конкретным человеком, который нравится
К примеру, младший брат восхищается старшим, летчиком по профессии. Из любви к брату он тоже решает, что это  
его призвание. Но это далеко не всегда соответствует действительности.
Несоответствие здоровья и условий труда в избранной профессии
Необходимо знать и учитывать особенности организма подростка, условия, в которых придется работать, иначе его  
может ожидать разочарование или ухудшение состояния здоровья. Ряд профессий предъявляют очень высокие  
требования к физическому здоровью, а для некоторых существует ряд строгих медицинских критериев  
профессиональной пригодности.
Устаревшие представления о характере труда и возможностях профессии
Нередко под названием профессии скрыт совершенно новый темп и характер труда. Всегда нужно стремиться узнать  
именно о современном облике профессии.
Неумение разобраться в себе, своих склонностях, способностях и мотивах
Помощь в самопознании могут оказать психологи, специалисты по профориентации, учителя, родители, специальная  
литература.
Выбор профессии под давлением родителей
-нередко родители активно предлагают, а иногда даже настаивают на выборе варианта, который в силу различных  
обстоятельств жизни не удалось осуществить им самим. То есть через ребенка они пытаются реализовать свою  
мечту;
-часто родительские советы можно объединить под рубрикой «полезно для семейной жизни»: «Будь врачом – нас и  
себя будешь лечить;
-представление о том, что высшее образование, которое непременно должен получить их ребенок, автоматически  
разрешит проблемы с нахождением удачной и хорошо оплачиваемой работы.  Особенно печально, когда установка на  
получение высшего образования столь сильна, что в жертву ей приносятся и способности, и склонности, и реальная  
оценка ситуации.
Существует «формула выбора профессии», которая предлагает для принятия реалистичного решения о  
выборе профессии проанализировать следующие факторы:
Первый фактор – «Хочу»
Это интересы, склонности, желания, мечты. Задача родителей - помочь подростку оценить его интересы и  
склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый день.
Второй фактор – «Могу»
Это психофизиологические возможности, здоровье, способности. Задача родителей- познакомить ребенка с  
требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия. Помочь ему выявить способности и умения,  
знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить их к выбираемой профессии.
Третий фактор – «Надо»
Это потребность в кадрах на рынке труда, востребованность профессии. Задача родителей - помочь подростку  
узнать, будет ли востребована выбираемая профессия на рынке труда и где можно получить профессиональное  
образование по избранной специальности. При этом:
1.Обозначьте несколько альтернативных вариантов профессионального выбора.
2.Оцените вместе с подростком достоинства и недостатки каждого варианта.
3.Исследуйте шансы его успешности в каждом выборе и просчитать последствия каждого варианта.
4.Продумайте вместе с ребенком запасные варианты на случай затруднения в реализации основного плана.
Если вы на семейном совете сумеете совместить «хочу», «могу» и «надо»,
то профессиональный выбор вашего воспитанника  будет удачным.
Обратите внимание
                                         














 










































Предотвращение непоправимого
Что такое суицид?
       Суицид это уход от решения проблемы, от наказания и позора, унижения и отчаяния, разочарования и утраты, отвергнутости и потери самоуважения... словом, от всего того, что составляет многообразие жизни, пусть и не в самых радужных ее проявлениях.
Что нужно знать о суициде?
Суицид – основная причина смерти у сегодняшней молодежи.
       Суицид является «убийцей № 2» молодых людей в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. «Убийцей № 1» являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления. По мнению же суицидологов, многие из этих несчастных случаев в действительности были суицидами, замаскированными под несчастные случаи. Если суицидологи правы, то тогда главным «убийцей» подростков является суицид. Иногда смертный случай признается суицидом лишь в том случае, если покончивший с собой оставил предсмертную записку, однако большинство тех, кто решил расстаться с жизнью, записок, как правило, не оставляют. Иногда нельзя точно сказать, явилась та или иная насильственная смерть самоубийством, поэтому в графу «суицид» попадают лишь те случаи, которые не вызывают никаких сомнений. Исследования показывают, что вполне серьезные мысли о том, чтобы покончить с собой, возникают у каждого пятого подростка. С годами суицид «молодеет»: о суициде думают, пытаются покончить с собой и кончают совсем еще дети. В последующие десять лет число суицидов будет быстрее всего расти у подростков в возрасте от десяти до четырнадцати лет.
Как правило, суицид не происходит без предупреждения.
       Большинство подростков, которые пытаются покончить с собой, почти всегда предупреждают о своем намерении: говорят либо делают что-то такое, что служит намеком, предупреждением о том, что они оказались в безвыходной ситуации и думают о смерти. О своих планах расстаться с жизнью не делятся с окружающими лишь немногие. Кто-то из друзей оказывается в курсе дела всегда.
Суицид можно предотвратить.
         Есть мнение, что если подросток принял решение расстаться с жизнью, то помешать ему уже невозможно. Считается также, что если подростку не удалось покончить с собой с первого раза, он будет совершать суицидальные попытки снова и снова, до тех пор, пока не добьется своего. В действительности же, молодые люди пытаются, как правило, покончить с собой всего один раз. Большинство из них представляют опасность для самих себя лишь в продолжение короткого промежутка времени – от 24 до 72 часов. Если же кто-то вмешается в их планы и окажет помощь, то больше покушаться на свою жизнь они никогда не будут.
 Суицид не передается по наследству.
     От родителей можно унаследовать цвет глаз, веснушки на носу, суицидальные же идеи по наследству не
передаются. Вместе с тем, если кто-то из членов семьи уже совершил суицид, несовершеннолетний оказывается в зоне повышенного суицидального риска. Например, семья, где родители много курят, пьют или употребляют наркотики - дети рискуют перенять вредные привычки родителей. На этих детей действует так называемый «фактор внушения»: родители, дескать, плохому не научат. Разумеется, дети вовсе не обязаны подражать родителям. Для подражания они вправе выбрать другой, более положительный, пример.
Тот, кто говорит о суициде, совершает суицид.
       Из десяти покушающихся на свою жизнь подростков семь делились своими планами. Поэтому большинство подростков, которые говорят о суициде, не шутят. Тем не менее, у нас принято от них «отмахиваться». «Он шутит», – говорим или думаем мы. – «Она делает вид», или: «Это он говорит, чтобы привлечь к себе внимание!» Не рискуй жизнью своего ребенка: раз он заговорил о самоубийстве, значит это серьезно.
Суицид – это не просто способ обратить на себя внимание.
         Часто друзья и родители пропускают мимо ушей слова подростка: «Я хочу покончить с собой». Им кажется, что подросток хочет, чтобы на него обратили внимание, или же что ему просто что-то нужно.
Если ваш ребенок заговорил о самоубийстве, то он и в самом деле хочет привлечь к себе внимание. И вместе с тем он не шутит. Какие уж тут шутки! Если несовершеннолетний завел разговор о самоубийстве, значит, живется ему и в самом деле не сладко. Значит, он решился на отчаянный шаг. Даже если он просто «делает вид», хочет обратить на себя внимание, это необычное поведение свидетельствует о том, что он попал в беду. Что-то у него наверняка стряслось. И лучше всего – прислушаться к его словам, отнестись к его угрозам всерьез.
Суицидальные подростки считают, что их проблемы серьезны.
         Разные люди смотрят на одну и ту же ситуацию, на одну и ту же проблему по-разному. То, что одному кажется ерундой, другому может показаться концом света. Дети и взрослые часто смотрят на жизнь по-разному. Даже у самых близких людей может быть разная точка зрения: то, что «здорово» для одного, для одного твоего друга «паршиво», а для другого – «нормально».
 Суицид – следствие не одной неприятности, а многих.
     Обычно люди не совершают самоубийство из-за одной какой-то неприятности. Большей частью они пытаются уйти из жизни не из-за одной неудачи, а из-за серии неудач.
 Самоубийство может совершить каждый.
       Предотвращать суицид было бы проще всего, если бы его совершали только определенные подростки. К сожалению, тип «суицидо - опасного подростка» установить невозможно. Подростки из богатых семей подвержены суицидальным настроения ничуть не меньше, чем подростки из семей нуждающихся. Суицид совершают не только те подростки, которые плохо учатся и ни с кем не ладят, но и молодые люди, у которых нет проблем ни в школе ни дома.
Чем лучше настроение у суицидента, тем больше риск.
     Самоубийство подростка, который вроде бы уже выходит из кризиса, для многих является полной неожиданностью. Большинство молодых людей пытаются покончить с собой всего один раз в жизни; для тех же подростков, которые могут совершить вторичную суицидальную попытку, самое опасное время – 80-100 дней после первой попытки.
      После первой попытки расстаться с жизнью подростки ощущают постоянную поддержку окружающих. Друзья, родители, учителя уделяют им повышенное внимание, и у них возникает чувство, что все их любят. Однако спустя три месяца жизнь возвращается в прежнее русло. Друзья, родители и учителя по-прежнему окружают совершившего суицид немалой заботой, однако жизнь, как говорится, «берет свое», появляются у них дела и поважнее. Тем более что настроение у подростка отличное – вот всем и кажется, что худшее позади. Однако совершивший суицидальную попытку подросток возвращается в нормальное состояние медленнее, чем может показаться. Страхи и неприятности, подтолкнувшие его к суициду, еще не прошли окончательно, еще дают о себе знать. Вот почему этот этап наиболее опасен: все опекавшие подростка занялись своими делами, у него же возникает впечатление, что от него отвернулись, и ему может прийти в голову мысль совершить еще одну суицидальную попытку, чтобы «вернуть» к себе внимание окружающих. Иногда на то, чтобы окончательно изжить в себе суицидальные намерения, подросткам требуется не меньше трех месяцев. За это время может выясниться, что ситуация к лучшему не изменилась: любимая девушка к нему не вернулась, отметки лучше не стали, пристрастие к наркотикам или к алкоголю такое же сильное. Тут-то им и приходит в голову мысль, что единственный выход из положения – повторная попытка расстаться с жизнью. Они находятся в неплохой форме и начинают планировать суицидальную попытку номер два с удвоенной энергией. Может показаться, что подросток после первой попытки одумался и «пошел на поправку», – он же в это самое время задумал второй суицид активно приступил к осуществлению своего намерения. Вид у него при этом совершенно счастливый, ведь про себя он думает: «Ничего, скоро все это кончится».

                                                         Как помочь подростку?
1. Поймите причину
             Подросток стремится доказать, что он уже не маленький. В ход идет все: непослушание, своеволие, грубость, «взрослые» привычки: сигареты, алкоголь.
          Как себя вести?
        Доверьте подростку то, чего раньше не доверяли: оплатить счета в банке, выбрать подарок отцу на день рождения... Хочет быть взрослым - пусть разделит с вами взрослые заботы.
2. Проявляйте искренний интерес
3. Не давите на подростка
        Слушаться родителей для подростка означает расписаться в своей не взрослости. Вот почему любые советы, а тем более приказы он воспринимает в штыки.
          Как себя вести?
     
Измените тон. Не приказывайте сыну или дочери что-то сделать, а просите и объясняйте, почему это важно. Например, хотите, чтобы он сделал музыку потише, пожалуйтесь на головную боль.
     4. Живите  интересно сами
       Претензии вроде «Ты ничего не читаешь! Ничем не интересуешься!» вызывают возмущение подростков: «А ты-то сама?»
  5. Делитесь опытом
       Юношеский максимализм отдаляет подростков от родителей: «Взрослым нас не понять...»
          Как себя вести?
         Открывайтесь перед детьми. С юмором рассказывайте о тех ситуациях, в которые попадали сами, когда были в их возрасте. О первой любви, о конфликтах с родителями, о своих чувствах... Сын или дочь должны понять, что вы им не враги, просто очень за них волнуетесь
.
       6.  Научитесь задавать вопросы так, чтобы у подростка не возникло желание на них не отвечать или избегать разговора с вами
        Например, вместо вопроса: «Что ты сегодня получил?» лучше поинтересоваться: «Что сегодня было интересного в школе?», «Что тебе понравилось, а что нет?» Подросток не должен бояться ошибиться или сказать вам правду, какая бы она ни была.
       7. Относитесь к нему, так же, как вы относитесь к своим друзьям.  И тогда он станет вашим другом.
        8. Не игнорируйте откровенные вопросы подростка, иначе он начнет искать ответы на них на улице.


                      
Детское воровство. Советы родителям

          Большинство детей хотя бы раз в жизни что-то крадут. Существует понятие «детское воровство». Оно отличается от взрослого тем, что ребёнок не понимает, как это выглядит со стороны и чем ему это может грозить. В его представлении он «просто берёт» то, что нравится, а, значит, ругать его не должны.
         Воровство может быть связано с недостаточным развитием волевой сферы: трудно сказать себе «нет», если чего-то очень хочется. Таким детям трудно справиться с соблазном, даже если они испытывают стыд за свой поступок.
         Иногда кражи происходят потому, что деньги и ценности лежат на виду и становятся слишком большим искушением для ребёнка.
        Многие дети начинают воровать, когда думают, что их не любят и они никому не нужны. Они считают, что имеют право вредить окружающим, потому что о них никто не заботиться. Дети могут красть у братьев и сестёр из ревности.
        Родители, узнав о воровстве, чаще всего приходят в ужас, в панике начинают думать, что их ребёнок - настоящий вор и преступник и применяют самые серьёзные меры - стыдят, наказывают. Но осуждение и наказание только ухудшают ситуацию, потому что касаются уже случившегося, а не на устранение причин, ведущих к воровству.
        Нельзя ругать при всех, клеймить ребёнка, иначе единичный поступок может превратиться в суть личности: раз взрослые говорят - значит, я действительно такой плохой. Дальше может развиться неверие в себя, озлобленность, убеждённость в собственной испорченности.
                                      Что нужно знать родителям?
        Давайте ребёнку карманные деньги, интересуйтесь его материальными потребностями.
       Держите деньги и ценности в недоступных местах.
       Если у вас что-то пропало, фокусируйте внимание на возмещении пропажи, а не на поимке «преступника». Можете, сократить сумму карманных денег ребёнка или не купить задуманную обновку.
        Дайте ребёнку шанс возместить украденное и сохранить достоинство. Скажите без осуждения: «Я не хочу вникать, кто взял эту вещь, просто это должно быть возвращено. Надеюсь, через час пропажа найдётся».
        Когда вы уверены, что ваш ребёнок что-то украл, не допрашивайте: «Это ты украл? Как ты мог!» Скажите просто: «Я знаю, это взял ты. Со мной такое было однажды в детстве. Мне было потом так стыдно и плохо! С тобой тоже сейчас так?» Продолжайте задавать вопросы о чувствах и отношении к происходящему без осуждения в голосе. Часто дети не знают и не задумываются о чувствах других людей, поддавшись порыву.
       Убедите ребёнка вернуть украденное хозяину. Вместо наказания и осуждения выразите понимание, что будет стыдно и тяжело.
        Опасный симптом, если ребёнок берёт всё, что «плохо лежит». Часто он не помнит, когда и у кого взял вещь, не может объяснить, для чего. Берёт также то, что ему совсем не нужно, может тут же бросить или теряет украденное. Это может быть проявлением некоторых расстройств нервной системы и требует обращения к врачу.
                            
                             Как предупредить  насилие над детьми?
1. Подавайте хороший пример.
        Угрозы, а также битье, психологическое давление, оскорбления, редко улучшают ситуацию. Ваш ребенок берет за образец Ваше поведение и будет учиться у Вас, как справляться с гневом без применения силы. Установите границы. Ограничения учат  дисциплине  и  тому,  как контролировать  взаимные  эмоции, базируясь на ненасилии.
2. Станьте частым посетителем школы.
          Если  у  Вашего  ребенка  возникли проблемы, вызывающие у него депрессию и приводящие к понижению самооценки, идите в школу – ВМЕШАЙТЕСЬ!
3. Говорите детям о насилии, которое показывает по телевизору.
         Объясните им, что в большинстве своем насилие, показываемое в фильмах – это продукт, созданный для того, чтобы держать зрителя в напряжении. И что это совсем не означает, что такую модель поведения необходимо применять в своей жизни.
4.   Нельзя недооценивать важность слов «Я тебя люблю».
Дети  любого  возраста нуждаются  в одобрении,  поцелуях,  объятиях, дружеских похлопываниях по плечу. Они хотят слышать «Я горжусь тобой!».
5.   Говорите  со  своими  детьми  о насилии.
Поощряйте их желание говорить с Вами о своих страхах, своем гневе и печали. Родители должны слышать тревоги своих детей, разделять их интересы и чувства, а также  давать  им  хорошие  советы. Наблюдайте, как ваши дети общаются. Если же ребенок подвергся насилию, постарайтесь воспротивиться желанию осудить или оправдать то, что произошло.
              КАК ЗАЩИТИТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА
1.Научите ребенка тому, что он может сказать «НЕТ» любому взрослому, если   почувствуешь опасность.
2. Научите своего ребенка громко кричать
– «Это не моя мама!», или «Это не мой папа!», если кто-то пытается схватить его. Это привлечет внимание окружающих и отпугнет преступника.
3. Научите вашего ребенка сообщать о том, куда он идет, когда он вернется и сообщать, если планы поменяются.
4. Старайтесь сами забирать вашего ребенка из детского сада, школы. Если за
ним  придет  кто-то  другой,  заранее предупреждайте воспитателя или учителя.
5. Убедите ребенка в том, что гулять в компании друзей гораздо безопаснее, чем одному. Преступника всегда привлечет одиноко гуляющий ребенок.
6. Научите  ребенка  пользоваться телефоном. Он должен знать наизусть домашний  и  мобильные  номера родителей.
7.  Храните документы ребенка как свои собственные.
8.  Будьте чуткими родителями. Если что-то случилось, ребенок в первую очередь должен рассказать об этом Вам.
                        ФИЗИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ НАСИЛИЯ:
синяки  и  ссадины  неизвестного происхождения,  возможно, различной давности;
разрывы  и  порезы  неизвестного происхождения на теле;
припухлость,  болезненность суставов, множественные переломы неизвестного происхождения появление телесных повреждений после пропуска занятий в школе, выходных, каникул
                 ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ НАСИЛИЯ:
ребенок постоянно боится взрослых, родителей, физического контакта с другими детьми;
проявляет  агрессивность, замкнутость, совершает побеги из дома;
придумывает  невероятные объяснения повреждениям;
боится идти домой из-за плохих оценок.



 


Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Миорского райисполкома

Государственное учреждение образования
"Миорский районный социально-педагогический центр"
Мы рады, что Вы зашли на наш сайт! Здесь Вы  найдёте информацию для педагогов, родителей, детей. Мы расскажем Вам о жизни учреждения, поделимся методическими разработками. Мы рады сотрудничеству в интересах детей!